Выпечка Рыба Десерты

Пасхальный кулич и крашеные яйца. Почему на пасху пекут куличи. Почему мы готовим пасху к Воскресению Христову



Важные символы главного праздника весны известны с детства. Не многие задаются вопросом, что символизируют яйца и куличи? Празднование Пасхи связано с интересными традициями, за каждой стоит история, приуроченная к светлому дню.

  • Особенности символов Пасхи
  • Зачем красить яйца на Пасху?

Особенности символов Пасхи

Страстная неделя посвящена не только воспоминаниям об Иисусе и его жертве ради спасения человечества. Это время приготовления к Пасхе. До Страстной пятницы хозяйки очищают жилище, привод в порядок двор, заканчивают бытовые дела, но главное – пекут куличи и окрашивают яйца. Приготовленную пасхальную трапезу по традиции относят в церковь на освящение в Великую субботу.

Христиане после окончания поста, в воскресенье утром едят благословлённые продукты. Освящение еды – важный этап, трапеза принесет счастье, покой и укрепит здоровье после разговения.




Символика пасхального яйца и куличей

Многие убеждены, что главным символом Пасхи остается кулич. Но окрашенное яйцо по важности не уступает пасхе. Это ценный символ возрождения жизни. С окончанием сорокадневного поста человек вкушает яйцо, а затем кулич.

Куличу отведена роль символа чудесного воскрешения Спасителя. Не задумывались, почему творожную пасху делают в форме усеченной пирамиды? Если вспомнить евангелистскую историю Тихой субботы, нетрудно догадаться – это связано с гробом, в котором похоронен Иисус.

Часто на творожные пасхи наносят пару букв «ХВ». Существует немало рецептов куличей. Традиционными, согласно христианским обрядам, считаются простые куличи. Чем проще основа – тем ближе православный к Иисусу. Именно простым угощением Христос делился с учениками во время последней трапезы, Вечери, которая знаменовала последний день земной жизни Спасителя.




Факт! Невзирая на традицию приготовления кулича по простому рецепту, в некоторых регионах в тесто добавляют сухофрукты.

Зачем красить яйца на Пасху?

Если с символикой яйца все понятно, то с украшением, «облачением» его в яркий цвет придется разобраться. Существует несколько объяснений.

1. Первое – практичное. На протяжении Великого поста яйца употреблять запрещали, но куры неслись. Сваренные яйца хранить проще, но со свежими их путали. Решали проблему окрашиванием сваренных яичек.
2. Второе объяснение для православных правдоподобнее. Согласно истории некоторых евангелистов, первым пасхальное яйцо получил император Тиберий, которому дар преподнесла Мария Магдалина. Отдавала она яйцо на Пасху с привычными словами: «Христос Воскрес!». Тиберию не верилось, что Иисус воскрес. Он отвечал, что никому это не под силу, быть такого не может, как и того, что яйцо может стать не белым, а красным. С этими словами яйцо окрасилось в алый цвет, что повергло Тиберия в шок.




Православные традиционно начали окрашивать яйца в красный цвет, связанный с кровью Христа, пролитой ради людей. Этот вариант распространенный, но экспериментировать с цветами не запрещено.

Яйца изготавливают из дерева, драгоценных металлов, шоколада, украшают узорами или традиционными буквами «ХВ». Для окрашивания применяют не только красители, в старину люди обходились шелухой лука.

Яйца, окрашенные в белый цвет, символизируют духовность и рай. Красный цвет, помимо крови Иисуса, говорит о любви его к человеку. Царственный оттенок имеет для православного мира огромное значение. Яйца, окрашенные в желтые оттенки, напоминают золото, символизируют материальное и духовное богатство.




Нередко выбирают для крашанок голубой цвет, символ Девы Марии, воплощение надежды, добра и любви к близким людям. Замечательный вариант – зеленые пасхальные яйца. Это символ возрождения. Под запретом остается черный цвет. Скорбеть и плакать на Пасху не принято.

Удивительно, как сохранились до наших времен традиции. Каждое блюдо к пасхальной трапезе несет смысл, но особое значение имеют крашеные яйца и куличи.

- 6000

Какое отношение имеют сдобные куличи, крашеные яйца и шоколадные зайцы к тому, что много лет назад одного хорошего человека жестоко убили, распяв его на кресте? Вы очень удивитесь, узнав правильный ответ: абсолютно никакого!

На днях вся христианская общественность торжественно отметит свой главный праздник – воскрешение распятого бога, Иисуса Христа. В «чистый четверг» с раннего утра верующие старательно чистят своё тело от грехов, убирают в доме, красят яйца и пекут пасхальные куличи. После этого в домах принято не убирать до самой Пасхи, якобы для того, чтобы «не засорять глаза лежащему во гробе Христу» .

Такая вот сейчас на Руси существует христианская культурная традиция .

Хозяйки энергично закупают ингредиенты для пасхального стола и с энтузиазмом обмениваются рецептами выпечки куличей и окраски яиц, коими битком забит Интернет; магазины предлагают подарочные наборы с теми же куличами и «церковным кагором», а также шоколадными яйцами, курами и зайцами. За всей этой предпраздничной суматохой редко какой верующий задаётся вопросом: «Какое отношение имеют сдобные куличи, крашеные яйца и шоколадные зайцы к тому, что много лет назад одного хорошего человека жестоко убили , распяв его на кресте?» Ответ на этот вопрос до безобразия прост: «Абсолютно никакого» !

Единственным блюдом, действительно отражающим суть этого христианского праздника, является собственно пасха (или паска) – специальное блюдо, изготовленное из творога со сливками или сметаной, и спрессованного в виде усечённой пирамидки. На боковых сторонах пасхи изображается крест и буквы «ХВ», что означает «Христос Воскресе». Это, говорят священники, символ Гроба Господня , который замещает на праздничном столе пасхального агнца – ягнёнка, которого было принято приносить в жертву на иудейскую Пасху . Кроме того, пасхального ягнёнка предписывалось есть с пресными лепёшками и горькими травами, а дрожжевые изделия из теста употреблять в пищу запрещалось, о чём даны прямые рекомендации в Ветхом Завете, за несоблюдение которых следовало одно-единственное наказание – смерть :

«С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых – пришлец ли то, или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб» . Исход 12:18-20

В соответствии же с текстом Нового Завета, Иисус Христос отпраздновал ветхозаветную Пасху с печёным ягнёнком, а затем якобы ввёл новозаветную пасху (1 Кор. 11:23-26) – есть пресный хлеб, как его тело, и пить вино, как его кровь. Я не буду здесь объяснять подоплёку этого странного «завета» из арсенала чёрной магии, хотя она, безусловно, интересна и многое объясняет в христианских «таинствах».

Темой этой статьи в большей степени являются кулинарные обычаи христианского праздника. В Библии они, как мы видим, прописаны достаточно недвусмысленно – пресный хлеб и вино . Всё! Нет никакого упоминания о куличах и о крашеных яйцах – главных атрибутах традиционного празднования. Откуда же тогда это появилось в христианстве? Почему же на Пасху красят яйца и пекут сдобные куличи? Почему их пекут именно такой, цилиндрической формы, и сверху поливают белками и посыпают разноцветной крошкой? Почему на Пасху принято играть с крашеными яйцами – катать или «биться»?

Ни один христианский поп не скажет Вам правду по этому поводу, даже, если он её и знает. Они буду повторять выдумки по поводу Марии Магдалины, которая якобы преподнесла первое пасхальное яйцо императору Тиберию, когда пришла к нему с вестью о воскрешении Христа. Император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо вдруг станет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, якобы стало красного цвета.

Вам не скажут, что обычай окрашивать пасхальные яйца в красный цвет уходит корнями в так называемые «языческие времена», когда красное яйцо считалось символом солнца , пробуждающего природу после долгой зимы, что расписные яйца находят и в древнем Египте, и в скифских курганах, что при раскопках легендарной Трои было найдено каменное яйцо с нанесёнными на него символическими знаками.

Тем более Вы не услышите от церковников, что обычай «биться» яйцами был установлен в далёком прошлом, в память о грандиозной планетарной катастрофе , произошедшей более 100 000 лет тому назад:

«Помня из Вед о деяниях Даждьбога, как он порушил оплоты Кощеев, что на ближайшей Луне находились... Тарх не позволил коварным Кощеям Мидгард разрушить, как разрушили Дею... Эти Кощеи, правители Серых, сгинули вместе с Луной в получастьи... Но расплатился Мидгард за свободу, Даарией скрытой Великим Потопом... Воды Луны тот Потоп сотворили, на Землю с Небес они радугой пали, Ибо Луна раскололась на части и ратью сварожичей в Мидгард спустилась…»

Именно поэтому на каждый славянский ведический праздник церковники придумали свой. Так, день бога Ярилы превратился в праздник перенесения мощей св. Николая Весеннего, день Ивана Купалы – в рождество Иоанна Крестителя, Масленица – в Благовещенье, Коляда – в Рождество Христово, Триглав – в св. Троицу, день бога Перуна – в день Ильи пророка и т.п. Они даже в название своей организации используют исконно славянское ведическое слово – Православие. Не сразу это произошло.

После кровавого крещения Киевской Руси в X веке и до 1448 года христианская церковь на этих землях называлась Киевской метрополией Константинопольского патриархата . Православной она стала называться уже только после реформы Никона в XVII веке, который изменил название церкви с правоверной на православную, и с 1700 по 1917 одним из названий её было Православная Кафолическая Греко-Российская Церковь . А в «Словаре Академии Российской» ещё в самом конце XVIII века (1789 г.) употребляется название «Грекороссийская церковь», а само понятие «Церковь» определяется, как «Собрание, общество правоверных христиан…» (том 6, 1794 г., стр. 625).

И это было ещё одним шагом в обмане генетической памяти русского народа и его подчинении, потому что Православие никогда никакого отношения ни к христианству, ни к какой другой религии не имело и иметь не могло!

«…Мы – православные, ибо мы правь и славь прославляем. Знаем мы воистину, что правь – Мир Светлых Богов наших, а славь – Светлый Мир, где обитают Великие и Многомудрые Предки наши. Мы – Славяне, ибо славим от нашего чистого сердца всех Светлых Древних Богов и Святомудрых Предков наших...» ( «Славяно-Арийские Веды» , Книга Третья).

Откуда взялась РПЦ?

Наименование «Русская православная церковь» было принято как официальное и признано государством осенью 1943 года, но без наделения статусом юридического лица. Последний был получен в полном объёме 30 мая 1991 года на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях» при регистрации Министерством юстиции РСФСР Гражданского устава Русской Православной Церкви (Википедия).

«Но, заметьте, какой бы христианская церковь ни была – хорошей или плохой – нынешняя РПЦ к той имперской церкви никакого отношения не имеет. Все христианские священнослужители после революции уехали в США и Канаду. А вот эта РПЦ была создана в 1943-м году по указу Иосифа Виссарионовича Джугашвили-Сталина, и первый патриарх был генерал-полковник госбезопасности…» (Из выступления А. Хиневича на «Второй международной конференции ПравоСлавных староверов» 12-17 сентября 2004 г., г. Анапа).

Эта информация легко подтверждается сведениями с сайта музея Великой Отечественной Войны :

«С весны 1943 года в правительстве СССР обсуждался вопрос о проведении нового курса в религиозной политике. 4 сентября этого года Сталин провёл совещание, во время которого им был представлен полковник Карпов, намеченный на пост председателя Совета по делам Русской Православной Церкви. Поздно вечером того же дня в Кремль для переговоров со Сталиным прибыли митрополиты Сергий, Алексий и Николай (Ярушевич). В ходе двухчасовой беседы Сталин выразил одобрение патриотической деятельности Церкви и подчеркнул, что она “может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с её организационным укреплением и развитием внутри СССР». Московской Патриархии было дано разрешение на проведение Архиерейского Собора для избрания Патриарха, открытие приходов и духовных школ, возобновление издания ‘Журнала Московской Патриархии’”…».

А уже 8 сентября 1943 года был созван Архиерейский Собор, на котором мгновенно избрали Святейшим Патриархом «Русской Православной Церкви» митрополита Сергия…

Вот так под чутким руководством «отца народов» образовалась т.н. «Русская Православная Церковь» – РПЦ…



На Пасху люди говорят друг другу: «Христос воскрес!» и отвечают «Воистину воскрес!», пекут пироги, красят яйца, стараются красиво украсить стол, приготовить вкусные угощения. Традиционные блюда на пасхальном столе - крашеные яйца, куличи и творожная пасха. Расскажите, почему именно эти три блюда обязательно должны присутствовать на праздничном пасхальном столе?

Людмила Базылёва, г.Слоним

Крашеные яйца или писанка
Мария Магдалина после Вознесения Господня стала распространять христианскую веру по всему миру. Когда она появилась в Риме на проповеди, она подарила императору Тиберию яйцо, воскликнув: «Христос Воскрес!» Император только усмехнулся, сказав, что мертвый не может встать из могилы, как и яйцо не может стать красным. В этот же миг яйцо «покраснело». С тех пор красное яйцо на Пасху у христиан символизирует кровь Христа и его Воскресение. Именно оно становится первой едой после сорокадневного Великого Поста.
Пасхальные куличи
Пирог на Пасху символизирует то, как Христос вкушал со своими учениками хлеб. Это символ Воскресения Иисуса. Современные куличи - это аналог артоса. Так назывался хлеб с изображением креста и тернового венца. По Ветхому Завету апостолы перед трапезой клали его в середину стола для невидимо присутствующего Иисуса Христа. Пасхой же в Ветхом Завете назывался совсем не пирог, а агнец или ягненок. Он символизировал жертву Христа. Самого понятия «кулич» в Завете не существовало. Но почему тогда сегодня кулич на Пасху - одно из главных блюд? На этот вопрос есть совсем простой ответ: это языческий символ. В древности высокий хлеб с яйцами символизировал бога плодородия и мужского начала Фаллоса. Со временем кулич приобрел религиозное значение перехода от язычества к христианству.
Творожная пасха
Пасха делается в виде усеченной пирамиды, что символизирует Гроб господен. Но почему ее делают из творога? Творог в древности символизировал плодородие, его часто использовали в различных обрядах. Сам творог считался не просто едой, а чем-то большим. Блюдо готовили раз в году из самых лучших продуктов. Сегодня творожную пасху именуют «благословенной пищей». Творог символизирует мечту и сладкую жизнь. А белый цвет - символ смерти и воскресения в новой жизни.

Татьяна ГЕРАСИМОВА

Пасхи творожные
Пасха - творожная масса в виде усеченной пирамиды: символ Гроба Господня.
Для приготовления этого блюда необходима пасочница - деревянная сборно-разборная резная форма. Для пасхи необходим творог самого лучшего к
ачества, лучше его купить на рынке или сделать самим. Творог должен быть свежим, сухим, однородным. В любом случае его надо положить под гнет, чтобы удалить излишнюю сыворотку. Затем дважды притереть через сито,
а уж потом из воздушной творожной массы готовить пасху сырую, заварную или вареную.
Пасха сырая
Творог дважды протрите через сито. Масло разотрите с сахаром добела, добавьте сметану и продолжайте растирать массу до полного исчезновения кристаллов сахара. Полученную кремообразную массу присоедините к протертому творогу, посолите, перемешайте, заполните пасочницу, закройте блюдцем, положите небольшой гнет, поставьте на 12 часов в холодильник.
2,5 кг творога, 200 г сливочного масла, 200 г сахара, 250 г сметаны, соль по якусу.
Пасха заварная
Творог дважды протрите через сито. В отдельной посуде доведите до кипения при непрерывном помешивании масло, сметану и 3 яйца, влейте горячую массу и протертый творог, добавьте 1 яйцо и соль, перемешайте массу до однородности, заполните пасочницу, выстланную чуть влажной марлей, прикройте блюдцем, положите небольшой гнет, поставьте на холод на 12 часов.
2 кг творога, 300 г сливочного масла, 400 г сметаны, 4 яйца, соль по вкусу.
Пасха с миндалем и изюмом
Творог дважды протрите через сито, добавьте сметану. Затем разотрите добела масло с сахаром, постепенно, по одному, добавляя яйца.
Продолжайте растирать массу до полного растворения кристаллов сахара. Эту массу соедините с творогом, добавьте промытый высушенный изюм, очищенный и измельченный миндаль. Заполните пасочницу массой, прикройте блюдцем с грузом, поставьте в холодильник на 12 ч.
1,6 кг творога, 200 г сливочного масла, 800 г сахарной пудры или мелкого сахара, 250 г сметаны, 9 яиц, 100 г миндаля, 150 г изюма.
Пасха с крутыми желтками
Дважды протрите через сито творог, несоленое сливочное масло, желтки. Добавьте к протертой массе взбитые с сахаром или сахарной пудрой сливки, тщательно перемешайте. Массу положите в пасочницу под гнет, поставьте в холодильник на 12 часов.
1,2 кг творога, 400 г сливочного масла, 300 г сахарной пудры, 15 желтков от сваренных вкрутую яиц, 3/4 л 30% сливок, ванилин.
Пасха царская (вареная)
Протрите через сито творог и сливочное масло, добавьте сметану, тщательно перемешайте, поставьте посуду на плиту и доведите массу до кипения при непрерывном помешивании деревянной лопаточкой, чтобы масса не пригорела. Тотчас снимите с огня и по возможности быстрее охладите, также непрерывно помешивая. В остывшую массу добавьте сахар, изюм, миндаль, ванилин, все перемешайте, положите в пасочницу, застланную чуть влажной марлей, плотно вминая массу, сверху положите блюдце, небольшой груз, поставьте в холодильник на сутки.
2 кг творога, 10 яиц, 400 г сливочного масла, 800 г сметаны, 600-700 г сахара, 100 г ядер миндаля, 100 г изюма, ванилин.
Пасха царская (сырая)
Сливочное масло разотрите с сахаром добела, добавляя по одному желтки. Массу растирайте до полного растворения кристаллов сахара, ароматизируйте ванилином или тонко смолотым и просеянным через частое сито кардамоном. Добавьте дважды протертый через сито творог, изюм, миндаль, измельченные апельсиновые цукаты или натертую лимонную цедру. Тщательно перемешайте, введите взбитые сливки, перемешайте сверху вниз, заполните массой пасочницу, застланную чуть влажной марлей, закройте блюдцем, нагрузите небольшим гнетом, поставьте в холодильник на 12ч.

Куличи пасхальные
Обычно для куличей готовят много теста, так как в большом объеме оно лучше выбраживается.
В куличное тесто кладут много яиц, взбитых в пену белков, много сливочного масла и сахара. Все эти компоненты позволяют получить очень сдобное тесто, а готовые куличи долго сохраняются, не черствея. Так как куличи готовят из дрожжевого теста, то для того, чтобы дрожжи лучше «работали» и могли бы «поднять» всю сдобу, тесто нельзя перегружать сдобой сразу. Поэтому тесто готовят в несколько приемов, вводя постепенно много масла, яиц, сахара. Тесто надо буквально выхаживать, лелеять, оберегать от сквозняков, укутывать.
Для выпечки куличей используют специальные металлические высокие цилиндрические формы из толстой жести. Можно пользоваться металлическими алюминиевыми кастрюлями объемом 1-1,5л, но не более, так как в газовой или электрической домашней плите тесто может не пропечься.
Формы обильно смазывают размягченным (но не жидким) маслом, заполняя их тестом лишь наполовину. Когда тесто поднимется вровень с краями формы, осторожно ставят в духовку и выпекают при температуре 180 градусов до готовности.
Продолжительность выпечки кулича зависит от его размера и может длиться от 1 до 2 часов.
Готовые куличи богато украшают глазурями, символическими надписями, орехами, цукатами и другими отделочными средствами.
Кулич с цукатами
В 1/2 стакана кипящего молока заварите 1/2 стакана муки, размешав до получения эластичной массы. Дрожжи разведите в 1/2 стакана теплого молока, смешайте с 1/2 стакана муки, оставив на 10 минут. Приготовьте дрожжевую смесь: соедините смеси, накройте и поставьте для подъема.
Желтки, сахар, соль сотрите в однородную массу, взбейте добела. Половину этой заливки влейте в дрожжевую смесь, добавьте
1/4 стакана муки, вымесите, дайте подойти в течение 1 часа, затем долейте другую половину заливки, добавьте 3 стакана муки. Месите тесто до тех пор, пока оно не будет отставать от рук.
В готовое тесто влейте постепенно небольшими порциями жидкое сливочное масло, вымесите, добавьте пряности, дайте тесту подойти вторично. После вторичного подъема осадите тесто до первоначального положения, добавьте в него
1/6 стакана изюма и цукатов, предварительно обваляв их в муке, и дайте тесту еще раз подойти. Залейте тесто в формы до половины, засыпьте сверху оставшимся изюмом и цукатами и дайте подняться. Обмажьте яичным желтком, поставьте в духовку на 45 минут.
5,5 стакана муки, 50 г дрожжей, 1-1,5 стакана молока, 10 желтков, 3 белка, 1 стакан сахара, 1 стакан сливочного масла, 1/2 стакана изюма, 25 г коньяка, 25 г цукатов, 3 ч. ложки лимонной цедры или 1 ч. ложка кардамона или тертого мускатного ореха, 3-4 ч. ложки ванильного сахара, соль.
Кулич миндальный
Смешайте добела 10 желтков, 10 белков, 3/4 стакана растопленного масла, 1/6 стакана сливок. Истолките 3,5-
4 стакана миндаля, постепенно добавляя несколько капель воды, смешайте с 3 стаканами (с верхом) муки. Соедините эту массу с подготовленной яичной смесью, влейте 1/6 стакана густых разведенных сливками или молоком дрожжей, вымесите тесто и дайте ему подняться. Добавьте немного соли, 3 стакана сахарного песка, еще раз вымесите, дайте подняться. Влейте тесто в подготовленную форму и, когда оно поднимется, испеките в жаркой духовке.
Кулич пирамидальный
Приготовьте средней густоты опару из 1 кг муки, 100 г дрожжей и небольшого количества теплого молока. Дайте подойти. Через 1 час размешайте, посыпьте сверху мукой и опять поставьте в теплое место на 1,5 часа. Затем постепенно добавьте 10 желтков, 200 г масла, 1/2 стакана сахарного песка и муки - столько, чтобы при вымешивании получилось тесто необходимой густоты. В конце соедините тесто с 10 взбитыми в пену белками, изюмом (2 горсти). Еще раз вымесите, всыпьте остальную муку (всего около 2 кг), накройте тесто и дайте ему подняться. Затем разделите его на 4 части: самую большую лепешку положите на смазанный маслом лист, сверху смажьте яйцом, на нее уложите лепешку поменьше, тоже смажьте яйцом, уложите третью, еще раз смажьте яйцом, самую маленькую используйте на украшение верха кулича. Дать куличу подняться, после чего можно обмазать его яйцом и выпекать в умеренно горячей духовке в течение 1,5 часа.
Кулич сливочный
На 800 г муки возьмите 200 г сливочного масла, 200 г сахара, 1 стакан горячего молока, вымесите. Потом влейте в тесто 1/2 стакана молока с 12-16 г дрожжей и дайте подняться, вбейте в тесто 3 желтка и 3 белка, добавьте 2 стакана коринки (черный сушенный виноград). Положите в форму и поставьте в печь.

Татьяна Оксим

Пасху - Светлое Христово Воскресенье, главный праздник христиан – православные и католики в этом году отмечают 16 апреля.

Церковь празднует Пасху 40 дней - столько же, сколько Христос был с учениками после Своего Воскресения. Первую неделю после Воскресенья Христова называют Светлой или Пасхальной седмицей.

Из Евангелия

Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов пополудни и был погребен до наступления темноты. На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними) несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?». Но камень был уже отвален, а гробница пуста.

Это увидели и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Петр и Иоанн, и жены-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших к гробу одни за другими.

Значение

Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни с Христом - от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения.

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.

Своим Воскресением Иисус Христос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

История

Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали как воспоминание об исходе сынов Израилевых из Египта и избавлении от рабства.

В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения - Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, ее отмечали в 14-й день месяца нисана (март – апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом вселенском соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресенье после иудейской Пасхи, после полнолуния и весеннего равноденствия.

Церковное празднование

С древних времен пасхальное богослужение происходит ночью. Подобно избранному Богом народу - израильтянам, бодрствовавшим в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане не спят в священную предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова.

Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением снятого с креста тела Иисуса Христа) и относят ее в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня - в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Священнослужители снимают субботние белые и надевают праздничные красные пасхальные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон - благовест - возвещает о приближении Воскресения Христова.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители в алтаре поют три раза стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». А затем выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.

Крестный ход

Он означает шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят светильники и лампады, и все вместе поют: «Христос воскресе из мертвых!».

Заутреня

Далее служат Пасхальную заутреню: поют канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце заутрени, после пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоуста», повествующее о радости и значении этого дня. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после заутрени служат Пасхальную литургию, где на разных языках читают начало Евангелия от Иоанна (если служат несколько священников).

После окончания праздничного богослужения православные христиане разговляются - угощаются освященными крашеными яйцами и куличами при храме или у себя дома.

Пасхальные яйца

В христианстве пасхальное яйцо - символ Гроба Господня, в котором была скрыта вечная жизнь.

В Палестине гробницы устраивали в пещерах, а вход закрывали камнем, который отваливали, когда должны были положить покойного.

Предание говорит, что камень, которым закрыли гробницу Иисуса Христа, напоминал очертаниями яйцо. Под скорлупой яйца скрывается новая жизнь. Поэтому для христиан пасхальное яйцо - это напоминание о Воскресении Иисуса Христа, о спасении и вечной жизни. Красный цвет, в который чаще всего окрашивают яйца, означает страдания и кровь Христа.

Впервые упоминание о крашеных яйцах встречается в рукописи Х века, найденной в библиотеке греческого монастыря святой Анастасии. Согласно рукописи после службы на Пасху игумен раздавал братии освященные яйца со словами: «Христос Воскресе!».

По преданию, крашеное яйцо стало символом Пасхи после чуда с Марией Магдалиной. Православная церковь почитает ее как равноапостольную святую и мироносицу, которая проповедовала о воскресшем Христе в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним.

Мария Магдалина пришла с проповедью и к римскому императору Тиберию. По древнему обычаю императору подносили дары, и Магдалина поднесла яйцо со словами: «Христос воскресе!». Император отвечал, что, как яйцо белое, а не красное, так и мертвые не воскресают. В тот же миг яйцо в его руке покраснело.

Есть предположение, что обычай красить яйца на Пасху связан с дохристианским празднованием весны. Яйцо у многих народов являлось олицетворением животворной силы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. В верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян яйцо было символом рождения и возрождения.

Пасхальные яйца, окрашенные в один цвет, без рисунка, назывались крашенками (или галунками). Обычно для их приготовления использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. Получить другие цвета можно с помощью крепких растительных отваров.

Яйца, расписанные особым орнаментом, назывались писанками. Расписывали их только сырыми, и в пищу они не годились. После Троицы их принято было выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Сейчас красить яйца можно пищевыми красителями или украшать с помощью специальных наклеек.

В большинстве стран красят и расписывают яйца женщины и девушки. Как правило, этому занятию посвящают один из дней Страстной недели -- Великий четверг, Страстную пятницу или субботу, которую из-за этого называли «Красильной» или «Красной».

Красить и дарить яйца на Пасху принято и у католиков. По традиции они дарят друг другу не только расписные куриные яйца, но и шоколадные.

Куличи и Пасха

Это один из древнейших символов Воскресения Христа. Кулич подобен артосу - особому круглому высокому хлебу с изображением креста и тернового венца. Артос в храме означает жертву за людей - самого Христа.

В пасхальном угощении отражена вера христиан в незримое присутствие воскресшего Господа за их праздничной трапезой.

Предание говорит, что апостолы на общей молитве вспоминали Тайную вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. А при трапезе они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на Его место хлеб.

Подражая апостолам, пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова класть в храме на столе или налое перед Царскими Вратами артос, обозначая, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас хлебом жизни.

Все дни Светлой седмицы после литургии артос крестным ходом обносят вокруг храма. В субботу Светлой седмицы его с молитвой раздробляют и в конце литургии при целовании креста раздают народу как святыню.

На Руси к Пасхе в каждом доме выпекали внешне похожий на артос, но сдобный, с изюмом и орехами, праздничный хлеб и освящали его в храме. Этот хлеб получил название «кулич» от греческого слова «kollikion» - «круглый хлеб».

Куличи выпекают из сдобного теста с большим количеством масла и яиц. У католиков, кроме дрожжевых куличей, пекут и песочные, так называемые бабы.

Существовала примета, что, если кулич удался на славу, значит, и в доме будет процветание и благополучие. В Пасху на праздничном столе верх кулича срезали горизонтально, резали кулич кругами или ломтями, и все получали по куску.

К Светлому Христову Воскресенью готовят не только кулич, но и пасху из творога. В виде усеченной пирамиды она означает Гроб Господень, в котором совершилось Воскресение Христово. Готовят пасху в специальной разборной деревянной форме - пасочнице из деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезаны буквы «ХВ» («Христос воскресе!»), а также крест, копье, трость, ростки и цветы - символы страдания и воскресения Иисуса Христа, а иногда и голубь - символ Святого Духа. Эти изображения и надпись остаются на готовой пасхе, когда пасочницу снимают.

КСТАТИ

А́ртос (по-гречески - «хлеб») - освященный квасной (дрожжевой) хлеб, иначе называемый просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из нее частиц). Просфора (просвира) (от др.-греч. «приносимое») - в первые века христиане называли так приношения из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм. Такое значение просфоры сохраняется в православной церкви и в настоящее время.

Фото Дмитрия ОСИПОВА


При использовании материалов сайт указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Светлый праздник Пасхи невозможно представить без пышного и сдобного хлеба цилиндрической формы, покрытого сладкой глазурью и украшенного всевозможными посыпками. Кулич – это неизменный атрибут праздничного меню, присутствующий на столе христиан уже много столетий подряд. Ведь он напоминает о той жертве, которую принёс Спаситель и символизирует присутствие Христа в каждом доме.

Существующая традиция освящать куличи в последний день Пасхальной недели превращает обычную вкусную выпечку в особенное блюдо, олицетворяющее наступление Великого дня. Чаще всего праздничный хлеб принято нести в церковь в Светлую субботу, но иногда обряд освящения проводится по окончании богослужения в Светлое Христово Воскресение.

На Руси любой хлеб во все века почитали больше остальных продуктов, но всё же воспринимали как рядовое, ежедневное кушанье. Однако особый статус пасхального кулича поднимает его над остальным праздничным угощением, превращая из обыденной выпечки в настоящую «голову стола». Ведь сдобное и одновременно воздушное лакомство отлично подходит для постепенного перехода от периода воздержания Великого поста к полноценному пищевому рациону.

Истоки традиции

Обычай выпекать на Пасху особенный хлеб восходит к апостольским временам, когда ученики Христа после Его пасхальной жертвы продолжали оставлять для своего Учителя место за трапезным столом и класть перед ним кусочек сдобы в память о бывших совместных трапезах. Ведь они знали, что воскресший Иисус всегда незримо присутствует между ними.

Со временем прерогатива выпекать праздничный хлеб (артос) перекочевала к священнослужителям, которые использовали его в богослужении Светлой седмицы. На протяжении всей Светлой Седмицы выпечка оставалась в храме на специальном блюде. После литургии в Светлую субботу её освящённые кусочки раздавались прихожанам.

Верующие не спешили употреблять артос в пищу. Его хранили на протяжении всего года, чтобы иметь возможность съесть натощак в особенном случае, когда требовалась помощь высших сил, например, при внезапной болезни.

Каким должен быть «правильный» кулич?

Чтобы пасхальное угощение имело целью не только насыщение тела, но и содержало духовную составляющую, к нему требуется особенное отношение.

  • Каждая хорошая хозяйка полагает почётной обязанностью испечь праздничный кулич собственными руками, обеспечив свою семью маленьким подобием церковного артоса и вложив в него всю любовь к домочадцам. Как правило, его приготовление планируют на Чистый четверг, чтобы освободить время для праздничных служб конца Страстной Седмицы.
  • Тесто для сдобы следует месить только в хорошем настроении и доброй атмосфере, с молитвой и светлыми мыслями. Процесс должен проходить без суеты и спешки, в чистой и красиво убранной кухне. Самой хозяюшке принято наряжаться в новый, нарядный фартук и украшать себя другими приятными мелочами.
  • Хлеб должен иметь высокую цилиндрическую форму, так как согласно преданию саван Христа был именно круглым. Тесто для кулича принято готовить максимально сдобным, то есть с большим количеством яиц и масла, обильно сдабривая его изюмом. Ведь при земной жизни Иисус с учениками был вынужден питаться только пресной выпечкой.
  • В качестве декора традиционно используют белую глазурь или сахарную пудру, символизирующую чистоту смертного савана Спасителя. Поверх покрытия принято выкладывать украшения в виде креста, букв «ХВ» или символического тернового венка.

Приметы, связанные с пасхальной выпечкой

  • Удачно получившийся, красивый и вкусный праздничный кулич обеспечит семье период процветания и благополучия длиной в целый год.
  • В день разговения не стоит резать сдобу вертикально. Следует аккуратно срезать верхушку, оставив её невредимой для того, чтобы прикрыть остатки хлеба и съесть в последнюю очередь. Затем послойно отделяют порции для каждого члена семьи.
  • Именно с кулича должна начинаться праздничная трапеза на Пасху. Первые кусочки ароматного и вкусного теста съедают после литургии в Великую субботу. Принято не только пробовать хлеб самим, но и угощать им других прихожан.
  • Часто освящённую выпечку не съедают сразу, а оставляют для исключительного случая. Например, принято периодически в течение года давать дольки кулича детям, чтобы они меньше болели или потчевать внезапно занедужившего родственника для его скорейшего выздоровления. В таких ситуациях следует употреблять пасхальную сдобу непременно натощак.